?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share
[sticky post]Ж/д вокзал станции Алтайская (город Новоалтайск) - 1974-2008 гг - 3D моделирование
Водонапорка
envdovin
Обращаем Ваше внимание на то, что данная статья не завершена и постоянно редактируется и обновляется.
Последнее обновление: 16.08.2013

Описание проекта
Старый ж/д вокзал г.Новоалтайска
Ведется проект по созданию подробной компьютерной модели ныне снесенного арочного ж/д вокзала ст.Алтайская (г.Новоалтайск).
Поскольку архивных чертежей и планов не сохранилось, за основу мы берем любые доступные фото- и видео-материалы. Всю информацию нам приходится собирать по крупицам. На сегодняшний день мы собрали большой архив фотографий из самых разных источников. Информация о внешнем облике здания имеется практически в полном объеме. Нет материалов по некоторым внутренним помещениям (не хватает фотографий практически по всей боковой одноэтажной пристройке).

Если у Вас есть фотографии, на которых видны любые, даже незначительные детали помещений или наружного облика вокзала (пусть и самого плохого качества), или Вы имеете возможность помочь проекту видео-материалами, снятыми на вокзале, просьба связаться с нами любым удобным для Вас способом:
[Контакты (нажмите для просмотра)]

  • оставить комментарий внизу текущей страницы

  • написать нам по электронной почте: envdovin@mail.ru

  • позвонить нам по телефонам 8-913-252-6734 (Евгений), 8-913-223-4646 (Андрей)

  • связаться с нами через одноклассники



3D-Модель
Изображение модели с отсеченным верхом (крышей и 3-этажным блоком):
Модель с отсеченным верхом (крышей и 3-этажным блоком)
Сравнение модели с реальными фотографиями:
Сравнение модели с реальным фотоСравнение
Наложение модели поверх реального фото:
Наложение модели поверх реального фото

Мини-опрос
Пожалуйста, пройдите наш мини-опрос по поводу исчезнувшего ж/д вокзала г.Новоалтайска ниже:
[Опрос]
Poll #1909559 Ж/д вокзал ст.Алтайская (Новоалтайск) - 1974-2008 гг - виртуальное восстановление

Вам интересен данный исчезнувший архитектурный объект?

Конечно, очень любил(а) его!
7(87.5%)
Да
1(12.5%)
Нет
0(0.0%)
Это был ужас, новый вокзал лучше!
0(0.0%)

В Вашем личном архиве имеются фото/видео материалы с участием данного архитектурного объекта?

Есть фото
1(12.5%)
Есть видео
1(12.5%)
Есть план/чертеж (план эвакуации)
0(0.0%)
Есть, но не дам!
0(0.0%)
Было, но исчезло
2(25.0%)
Нет
4(50.0%)

Вы хотели бы совершить виртуальный тур по исчезнувшему вокзалу?

Конечно!
6(75.0%)
Пожалуй, да
2(25.0%)
Пожалуй, нет
0(0.0%)
Нет, вы занимаетесь ерундой!
0(0.0%)



Исторический экскурс

История села Чесноковка берет начало в 1736 году, когда житель Белоярской слободы Вяткин построил себе избу на берегу речки Чесноковки. Вскоре к заимке Вяткина начали подселяться переселенцы. На месте заимки образовался поселок в 10-15 дворов, который от реки Чесноковки стал именоваться Чесноковкой. Спустя полтора века в 1893 году в селе Чесноковка насчитывалось 182 двора и 979 жителей. Однако настоящий рост села начался со строительства железнодорожных путей.

В 1911 г был решен вопрос о строительстве Алтайской железной дороги. Началось строительство железнодорожной линии Новониколаевск - Семипалатинск. Дорога проходила мимо с. Чесноковка. На строительство дороги в качестве рабочей силы привлекалось местное население из окрестных сел и деревень: Чесноковки, Жилино, Белоярска, Бажово и др.

30 июля 1913 года состоялась закладка первого здания вокзала станции Алтайская.


Отрывок из газеты про закладку ст. Алтайской
Заметка в газете "Сибирская жизнь" №174 за 9 августа 1913

Самый первый вокзал ст.Алтайская

В 1915 году завершено строительство Алтайской железной дороги. Став важным железнодорожным узлом, ст. Алтайская и с. Чесноковка начали быстро менять свой облик. Близ станции селился служебный персонал железной дороги и путевые рабочие – образовался пристанционный поселок.

16 сентября 1939 года село Чесноковка официально преобразовано в рабочий поселок.

В феврале 1941 года началось строительство железной дороги Барнаул - Сталинск (Новокузнецк). Главный участок располагался на станции Алтайская. Новая линия имела большое хозяйственное значение. Все это способствовало развитию поселка.

Наступило лето 1941, началась война.

Из Днепродзержинска эвакуировался вагоностроительный завод имени газеты ''Правда”. Он расположился на базе деревообделочного завода и быстро перепрофилировался для выпуска военной продукции.

8 мая 1942 года рабочий поселок Чесноковка преобразован в город Чесноковка районного подчинения. 23 ноября 1944 года он преобразован в город краевого подчинения.

После окончания войны чесноковцы приступили к дальнейшему строительству города. В первые годы вагоностроительный завод имени газеты “Правда" наращивает производственные мощности. В 1946 году в городе появились каменные двухэтажные дома с паровым отоплением. Растет местная промышленность.

В конце 40-х годов начинается строительство железной дороги Алтайская – Артышта. На станции строятся вспомогательные пути, идет продление существующих путей, отсыпка земельного полотна и укладка рельсов. В поселке станции образуется новый район - Новостройка.

В 1949 году развернулись работы по коренной реконструкции станции Алтайская с превращением ее в основную сортировочную станцию отделения. Позже на узле создаются дистанция пути, дистанция сигнализации и связи, локомотивное и вагонное депо, дистанция лесозащитных насаждений, дистанция гражданских сооружений и участок энергоснабжения.

18 апреля 1962 года город Чесноковка переименован в город Новоалтайск Алтайского края.


В 1963 году [данные не проверены] встал вопрос о строительстве нового здания железнодорожного вокзала вместимостью 600 пассажиров дальнего следования и 100 пригородных. В связи с отсутствием типовых проектов вокзалов вместимостью более 200 пассажиров, проект вокзала разрабатывался индивидуально. Новое здание было решено расположить неподалеку от действующего здания вокзала на месте старой водонапорной башни.

Генплан привокзальной площади 1963 г.
                       Генплан привокзальной площади приблизительно 1963 года

23 июля 1963 г. в Новосибирске состоялось техническое совещание при главном инженере Западно-Сибирской железной дороги. Предметом обсуждения был архитектурный проект вокзала. Автор – главный инженер проекта «Сибгипротранса» – Ершова Ю.В. На рассмотрение было представлено два варианта:

  1. со сносом водонапорной башни в сумме 688,74 тыс. руб.,

  2. без сноса водонапорной башни в сумме 698,36 тыс. руб. с использованием коробки башни под служебные помещения.

Вариант проекта №1 - с учетом сноса водонапорной башни:
Проект вокзала. Вариант 1
Вариант проекта №2 - с использованием существующей водонапорной башни внутри конструкции:
Проект вокзала. Вариант 2
Макет здания вокзала (вариант с башней) - вид со стороны города
Макет здания вокзала (вариант с башней) - вид со стороны путей
Эскиз интерьера операционного зала:
Проект интерьера операционного зала

Ниже представлены схемы проекта:
Проект вокзала. Вариант 1Проект вокзала. Вариант 2Проект вокзала. Разрезы

Рассмотрев проектное задание, технический совет дороги постановил просить ЦЛ МПС об утверждении второго варианта проекта – с использованием существующей башни, а также об устройстве пассажирского и грузового тоннеля к нечетным поездам. «Сибгипротрансу» было поручено обратить особое внимание на внутреннее и внешнее архитектурное оформление башни с целью ее облагораживания. Задание было передано для включения в план строительства на 1964 год.

* * * Часть информации отсутствует. Задание не было реализовано * * *

Растет поток пассажиров, делающих пересадку на станции Алтайская. Только в 1968 году было зарегистрировано свыше 2-х миллионов приезжающих и уезжающих.

В 1968 году головному ремонтно-восстановительному поезду-3 треста «Алтайтрансстроя», ведущему отсчет своей деятельности со знаменитой «Дороги жизни» на Ладоге, было поручено строить новое здание вокзала. Проектированием здания занимался молодой и амбициозный новосибирский архитектор «Сибгипротранса» Владимир Авксентюк. Он запроектировал вокзал совмещенным с автовокзалом, что для того времени было ново. Работа велась совместно с замечательным новосибирским художником Юрием Катаевым. Изначально на работу было отпущено 90 тысяч рублей, из которых в силу определенных проблем было освоено только 9 тысяч. Строителями была расчищена площадка и вбита всего одна свая. С начала 1969 было вновь отпущено 115 тысяч рублей. Однако стройка продолжала долгое время пустовать. Лишь к лету начали забивать новые сваи.

В 1971 году развернулись подготовительные работы для приема и установки первых двух опытных армоцементных оболочкек, толщиной всего 3 см. «Сибгипротранс» занимался рабочими чертежами монтажных подмостей и транспортных ферм. Ремонтно-прокатная база занималась изготовлением и монтажом ферм и передвижных вышек. Ремпоеэд № 3 производил устройство подкрановых путей под монтажные подмости. Завод железобетонных конструкций отформовывал опытные армоцементные оболочки и изготавливал арматуру под опорные балки и торцевую арку.


Строительство вокзалаСтроительство вокзала
                                            Так выглядело строительство вокзала

В марте 1974 года новый вокзал был сдан в эксплуатацию. Должность начальника занял Н. П. Скороходов.

Это сооружение внешне имело оригинальную форму, внутри его было чисто, светло, уютно. Зал ожидания привлекал внимание оригинальными часами, висящими под высоким сводом потолка. Рядом у входа в комнату матери и ребенка находились резные фигурки зверей и птиц. Над выходом к перрону возвышался широкий витраж из разноцветных стекол с причудливыми изображениями природы Сибири, зверей, птиц и рыб. На табло электронных часов мелькали огоньки цифр, показывая точное московское время.

Здесь сделали все необходимое для культурного обслуживания человека: буфет с горячей пищей, киоски «Союзпечать», а также необходимых товаров в дорогу, продуктов питания. Работали автоматические камеры хранения, телефоны-автоматы, автоматический справочник.

Весь перрон был асфальтирован и украшен газонами с зеленью. Ежедневно отсюда отправлялись сотни пассажиров.

Летом 1975 года было реконструировано старое здание вокзала. Здесь разместили багажную кладовую, красный уголок, группу учета и отчетности, кассу предварительной продажи билетов, медпункт и другие службы.

В 1990 году на вокзале был открыт пункт часового мастера, установлен книжный киоск закрытого типа. Было также оборудовано помещение видеозала всем необходимым для демонстрации фильмов. В начале марта, перед праздниками (после заключения договора с киносетью), видеозал принял первых своих посетителей. Какое-то время в здании вокзала действовали игровые автоматы.

К 2000 году на станции Алтайская работало более 300 человек, и руководил этим коллективом Виктор Георгиевич Голомолзин.

В 2006 году в Алтайском крае была проведена массовая проверка большепролетных сооружений, в число которых входили все здания, оборудованные сводами или куполами большой площади. Проверка показала, что здание вокзала не отвечало требованиям по сейсмостойкости и безопасности – износ несущих арочных конструкций превышал нормативный. В мае 2008 года здание снесли. ОАО «Российские железные дороги» приняло решение построить на том же месте новый вокзал.


Интересные факты


  • Все строительство вокзала, начиная от проектирования и заканчивая сдачей в эксплуатацию, затянулось более чем на 10 лет.

  • Проект не был абсолютно уникальным, очень похожий вокзал был построен под Санкт-Петербургом.

  • В 1970 году планировалось строительство второй очереди вокзала на другой стороне путей, а также крытый переход – тоннель для пассажиров и доставки багажа, который связал бы башню вокзала с платформой на 11 пути. Кроме того, в башне должны были расположить ресторан и комнату матери и ребенка. Все эти замыслы так и не были реализованы.

  • По первоначальным планам вместимость вокзала должна была составлять 700 пассажиров, в итоге был построен вокзал всего на 100 мест.


Основные источники информации:


  • архивные подшивки газет «Ленинское Знамя» / «Наш Новоалтайск»,

  • материалы городского музея им. В.Я.Марусина

  • материалы интервью и фотографии автора архитектурного проекта Владимира Авксентюка,

  • материалы интервью с бывшими работниками вокзала и старожилами города,

  • новостные ленты интернет


Характеристики архитектурного объекта

дата начала строительства: 1969 г.
дата сдачи в эксплуатацию: весна 1974 г.
назначение объекта: железнодорожный вокзал. Был запроектирован совмещенным с автовокзалом, однако функции автовокзала выполнял в течение ограниченного периода.
количество этажей: 1 этаж + трехэтажный блок со служебными помещениями + подвальный этаж

внутренние помещения здания:
основной зал ожидания включал:
- секция коммерческих киосков: «Цветы», «Кристалл», «Книги», киоск товаров для садоводства + отдельный киоск разноторга,
- милиция (с середины 1990-х гг),
- кабинки с телефонами-автоматами (в ранний период),
- справочная,
- кабинет дежурного по вокзалу,
- 2 кассы предварительной продажи билетов + касса возврата билетов + электро щитовая + помещение архива с сейфом,
- зал игровых автоматов времен СССР (существовал в середине 1990-х гг)
трехэтажный блок (башня) включал:
- служебное помещение электриков – 2 этаж,
- диспетчерская – 3 этаж,
- ход в подвал.
остальные помещения:
- буфет + кухня + два служебных помещения буфета
- кабинет заведующего,
- детский зал / комната матери и ребенка + детский туалет
- аптечный киоск
- зал ожидания пригородных поездов (позднее – зал игровых автоматов),
- пригородные билетные кассы (позднее – кассы зала игровых автоматов),
- м/ж туалет – в подвале,
- служебное помещение технического персонала – в подвале,
- служебное помещение секции отопления основного зала ожидания – в подвале.

демонтаж здания: май 2008 г.

  • 1
А будут ли реставрированы деревянные скульптуры, которые стояли на входе в детский зал?

Вопрос пока спорный. Во-первых, мы моделируем вокзал таким, какой он был в 2000 году, а тогда скульптур уже не было. Во-вторых, у нас пока недостаточно фотоматериалов с этими скульптурами (есть несколько фото, но все примерно с одного и того же ракурса).
Но.
Если нам посчастливится найти дополнительные фотоматериалы, возможно «сказочный лес» будет смоделирован. Теоретически, мы можем смоделировать его по тому, что есть, но половину всего леса придется «придумывать», чего мы всегда избегаем в пользу того, чтобы все выглядело «один в один».

Для меня старый вокзал-очень памятное место. Много-много раз уезжала с этого вокзала, то в Томск на учебу, то в Бийск. Могли бы сохранить часы и витражное стекло, ведь это был такой эксклюзив.

Какие вы молодцы! Я был шокирован, когда узнал и увидел изуродованный вокзал в "Алтайке" Эти упыри из ржд все курочат и портят, навязывают китч, при этом не проявляя никакой заботы о комфорте пассажиров. У меня где-то были видео-съемки - если найду -передам вам.

Здравствуйте. Мы были бы весьма признательны, если Вам удастся найти у себя эту видеосъемку, особенно, если на ней видно внутренности одноэтажной пристройки. В любом случае, видеоматериалы нам наиболее полезны. Из-за нехватки материалов уже теряется надежда на полное восстановление. Не хотелось бы видеть модель с "отсутствующей частью". Спасибо за поддержку!

  • 1